История города Казань

У французского композитора Ж. Бизе есть опера "Искатели жемчуга". Так же называли одну российскую актрису, которая гастролировала в Казани в начале XX века. Назовите фамилию актрисы...
"искательницей жемчуга" называли великую русскую актрису Веру Федоровну Комиссаржевскую (1864-1910). В Казани она была дважды: в 1905 году летом и в 1909 году, также летом, а в феврале 1910 года она скончалась в Ташкенте от оспы.

В свое время братьями Никитиными в Казани было введено некое новшество. В чем оно состояло?
Летом 1887 года на Николаевской площади (ныне Ленинский сад) был возведен полотняный шатер цирка братьев Никитиных - Дмитрия, Акима и Петра Александровичей, которые создали первый русский стационарный цирк. Они же построили цирки в Пензе, Саратове, Киеве, Москве и других городах. Полотняный шатер простоял до 1890 года, когда его сменил деревянный цирк, построенный на месте Банного озера (на спуске с улицы Чернышевского, где долгое время была автостоянка). Никитины, как правило, привозили в Казань оригинальные, хорошо выстроенные и отработанные программы. Самым популярным зрелищем была классическая (французская) борьба. В день, когда на манеже выступали 25 пар, местным батырам можно было померяться помериться силой с любым из профессиональных борцов. На казанской арене выступали Поддубный и Заикин, Шемякин и Верден, Хаджи Мурат и Ярков - борцы с мировой известностью. Уже в наше время старый цирк сгорел, и вместо него в 1967 году был выстроен нынешний - на Ярмарочной (Тысячелетия) площади. Казань с полным основанием называют "цирковым" городом. Любовь к этому искусству передается от одного поколения к другому. В столице Татарстана выступали все без исключения цирковые звезды. И не только российского, но и мирового уровня!


В последний раз он был в Казани в 1929 году и написал стихотворение "На Волге". Вот несколько строф из этого произведения:
Не только лишь себя, отца и деда
На волжский шири вспоминаю я,
И прадед был, должно быть, непоседа,
Мы волгари от дедов, вся семья.
Мы вольная семья, не по указке,
По ... жили мы всегда.
Остались дедов подвиги лишь в сказке,
Но Волги не забыть мне никогда.
Кто этот поэт? Вставьте вместо многоточия его фамилию...
Это был знаменитый Леонид Витальевич Собинов (1872-1934) - русский певец, непревзойденный исполнитель партии Ленского в "Евгении Онегине" Чайковского, создатель лирического образа Лоэнгрина в одноименной опере Вагнера, тонкий интерпретатор русских романсов. Кстати, им написано более 500 стихотворений. Вместо многоточия в тексте написано "по-собинскому".

В мае 1883 года в Казань на гастроли приехала русская труппа. Для утверждения гастрольной афиши два очень известных в то время актера пошли к полицмейстеру Н.Х. Мосолову. Генерал, подписав афишу, пригласил артистов закусить. На столе в салатнице была серебрянная ложка с перекрученной ручкой. Один из актеров ее выпрямил, но хозяин попросил вернуть в прежнее состояние, поскольку ложка была дорога ему как память. Назовите имена актеров (кстати один из них был тесно связан с Казанью) и имя человека, который первым скрутил ложку...
Это были В.А. Гиляровский и В.Н. Андреев-Бурлак. История же такова. В 1872 году, скитаясь по Волге, Гиляровский приехал в Казань. На одной из улиц он увидел, как, спасаясь от преследования полиции, какой-то человек выбросил пачку прокламаций. Гиляровский поднял бумаги и его схватили как соучастника. В участке, куда его привезли, он отказался отвечать на вопросы, пока ему не дадут поесть. Ему принесли блюдо с едой, в котором была серебрянная ложка. Озорничая, Владимир Алексеевич скрутил ее. Его поместили в камеру, из которой он благополучно сбежал, изломав решетку. А в 1883 году он прибыл в Казань уже в качестве актера с труппой Андреева-Бурлака.
Василий Николаевич Андреев-Бурлак, уроженец Симбирска, учился в Казанском университете, но, не кончив курса ушел на Волгу. Сначала был помощником капитана, а потом и капитаном парохода "Бурлак". В ту пору на Волге было три капитана по фамилии Андреев. Во избежание путаницы их звали по именам параходов: Андреев-Велизарий. Андреев-Ольга и Андреев-Бурлак. Позже, оставив пароход, Андреев-Бурлак стал артистом. И вот в 1883 году произошла описанная выше встреча. Василий Николаевич Андреев-Бурлак в 1888 году, будучи опять на гастролях в Казани, остановился в номерах Михайлова (Лобачевского, 3). Здесь он скончался и был похоронен на Арском кладбище. (Мемориальная доска: Лобачевского, 3).

Одним из композиторов в честь открытия театра был создан балет "Сююмбика, или Покорение Казанского ханства" Назовите имя композитора. В каком театре и когда был поставлен балет?
В 1828 году началось строительство Александринского театра в Петербурге (архитектор К. Росси). К его открытию в 1832 году был приурочен балет русского композитора К.А. Кавоса в постановке балетмейстера Шарля Дидло "Сююмбика, или Покорение Казанского ханства" Но из-за ссоры между Дидло и директором императорских театров князем П. Гагариным балет был отменен, вместо него был показан балет "Минин и Пожарский". "Сююмбика" в новой постановке балетмейстера Алексея Бланша была поставлена 3 ноября 1832 года. Сююмбику танцевала известная балерина А. Истомина, упомянутая в романе Пушкина "Евгений Онегин"

Три сезона в Казани (1871/72, 1874/75 и 1877/78) играл народный артист республики Владимир Николаевич Давыдов (Иван Горелов) в антрепризе П.М. Медведева. В своей книге "Рассказы о прошлом" он пишет о том, что на Новый год Казанский театр устраивал бенефис разносчика афиш. Афишер был татарином. Назовите его имя...
Вот как вспоминает В.Н. Давыдов: "Прибегает ко мне во время болезни наш афишер, татарин Валей (Вали - М.Л.). Каждое утро с огромным пуком афиш и ведерком клейстера
обегал он город. Этого Валея знал весь город, т.к. он много лет, как его отец разносил афиши по частным домам, ресторанам, гостиницам. В Новый год Валей справлял свой бенефис. Нарядившись в чистенький костюм, он отправлялся по всем домам с поздравлением, подавая на сей раз афиши с приложением особых стихов, которые так и назывались "Бенефис разносчика афиш".


Русский литературный и театральный критик, поэт Аполлон Григорьев писал об этом актере: "(Он)...- лес дремучий, тут и громадная сосна, и плакучая береза, и дуб-великан растут себе вперемежку, сплетаясь корнями и сучьями, словом, природа-матушка". Этот артист бывал и играл в Казани. В день его похорон купцы объявили траур - ни одна лавка не работала. Кто этот великий русский артист?
Это Павел Степанович Мочалов (1800-1848), крупнейший представитель романтизма в русском театре. В пьесах Шиллера он исполнял роли Дона Карлоса, Карла и Франца Моора, в пьесах Шекспира - Отелло, Гамлета, Ромео, Ричарда III, Макбета и множество других ролей. Мочалов часто гастролировал в провинции, играл в Киеве, Одессе, Харькове, Воронеже, Орле, Казани в других городах. Возвращаясь с гастролей из Воронежа, Павел Степанович простудился и умер. В некрологе говорилось: "Природа дала ему прекрасное лицо, способное принимать отпечаток каждой страсти, и голос решительно музыкальный. Когда Мочалов этим голосом говорил о любви, это была мелодия, которая струей лилась в сердце, когда он говорил шепотом, шепот этот потрясал всю залу, это был ужасный предвестник близкой бури, а когда разразилась буря в громовых, сильных звуков его органа, волосы зрителей становились дыбом, ибо каждый видел перед собой не обыкновенного человека, но разъяренного тигра или Нерона во гневе".

Великий русский актер Михаил Семенович Щепкин, будучи на гастролях в Казани, приметил одного талантливого юношу, который с его помощью тоже стал великим актером, положив начало целой театральной династии. О какой династии идет речь?
О династии Садовских. Ее родоначальник - Пров Михайлович (Ермилов) Садовский (1818-1872). М.С. Щепкин во время гастролей сезона 1836/37 года в Казани заметил одаренного юношу и пригласил "на смотрины" в Москву. С 1839 года Пров Садовский становится артистом Малого театра, блестящим исполнителем ролей в пьесах А.Н. Островского.

Александр Сергеевич Пушкин сказал о нем: "Этот человек достоин был уважения: он первый в России осмелился отступить от классицизма". О каком казанце идет речь?
Пушкин продолжил далее: "Мы, русские романтики, должны принести дань его памяти. Этот человек много бы сделал, ежели бы не умер так рано". Эти слова Александр Сергеевич произнес в 1833 году, когда был в гостях в Казани у К.Ф. и А.А. Фукс. Слова эти записала Александра Андреевна Фукс -племянница Гаврилы Петровича Каменева (1772-1803). Гаврила Петрович Каменев - незаслуженно забытый сегодня поэт, бесспорно, имевший право на свое место в отечественной литературе. Он одним из первых наиболее ярких представителей предромантизма - литературного направления, которое подготовил блистательный взлет Жуковского, Батюшкова, молодого Пушкина. С именем Каменева связано зарождение жанра баллады в русской литературе. Его "Громвал" - одна из первых русских стихотворных баллад. Отец Каменева был купцом 1-й гильдии, но Гаврила Петрович не стал наследником семейных традиций, его увлекали литература и философия. Недаром купец Крупеников говорил о нем: "Это пропащий человек. Хотя он наш брат купец, а голова его набита вольтерьянством". Г.П. Каменев жил в Казани на бывшей улице Воздвиженской (ныне К. Маркса, 15). Похоронен он на кладбище Кизического монастыря (при ДК химиков).


Каким казанским изобретением заинтересовался В.И. Ленин и рекомендовал использовать его в Москве и Питере?
Во время празднования 1 Мая в 1921 году на Театральной площади в Казани (ныне - площадь Свободы) были установлены рупоры, соединенные телефонными проводами с усилителем. Из рупоров громко и отчетливо на всю площадь звучал выпуск устной газеты. Тысячная толпа радостно приветствовала новшество. Усилитель для телефона - прообраз будущего микрофона - был изобретен местным инженером Чистовским. Именно этим изобретением заинтерессовался Ленин и рекомендовал использовать его во время массовых сборов в Москве и Петербурге.


1 2 3 4 5 6 7 8 9

The Modern Business template by Start Bootstrap includes:

  • Bootstrap v3.2.0
  • jQuery v1.11.0
  • Font Awesome v4.1.0
  • Working PHP contact form with validation
  • Unstyled page elements for easy customization
  • 17 HTML pages

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Corporis, omnis doloremque non cum id reprehenderit, quisquam totam aspernatur tempora minima unde aliquid ea culpa sunt. Reiciendis quia dolorum ducimus unde.


Lorem ipsum dolor sit amet, consectetur adipisicing elit. Molestias, expedita, saepe, vero rerum deleniti beatae veniam harum neque nemo praesentium cum alias asperiores commodi.